Кинезиотейпирование

Термин «тейпирование» буквально означает наложение тейпов — специальных пластырей/клейких лент.

Кинезиотейпирование (Kinesio® Taping) — это революционный метод тейпирования, разработанный японским доктором Кензо Касе (Kenzo Kase), обеспечивающий постоянную поддержку мышц и сухожилий, способствующий уменьшению боли и воспалений. Кинезиотейпирование также помогает расслаблению перенапряженных и уставших мышц и ускорению естественного процесса их восстановления. При этом, данный метод не ограничивает свободу движения и позволяет спортсменам продолжать тренировки и соревнования в обычном режиме, в то время как обычные методы тейпирования (обматывание/перетягивание) предполагают фиксацию суставов и предназначены только для стабилизации и поддержки во время соревнований.

Кроме того, кинезиотейпирование используется для терапии широкого спектра: от головной боли до проблем с ногами, например, для посттравматической реабилитации, лечения болей в нижней части спины, устранения смещения дисков позвоночника, решения проблем с коленями и плечевыми суставами и многого другого.

Этот метод подразумевает использование кинезио тейпов — эластичных клейких лент на хлопковой или синтетической основе, покрытых гипоаллергенным клеящим слоем на акриловой основе, который активизируется при температуре тела. Тейпы способны растягиваться на 30-40% от своей первоначальной длины, что делает их схожими с человеческой кожей и мышцами по эластичности. В интернете вы также можете встретить их под названиями «спортивные тейпы», «кинесо тейпы» (или «кинезиотейпы»). Стоит отметить особую структуру волокон таких тейпов, которая:

1. пропускает воздух, обеспечивая «дыхание» кожи,
  2. приподнимает кожу на микроскопическом уровне, что улучшает циркуляцию крови и лимфы,
  3. способствует отводу воды/пота от тейпа, обеспечивая его быстрое высыхание после тренировки, плавания или душа.

В зависимости от материала тейпов (х/б или синтетика) они могут носиться от нескольких дней до более недели, без проблем выдерживая высокий темп тренировок и/или соревнований в любых внешних условиях, не теряя своих свойств и обеспечивая терапевтический эффект 24 часа в сутки.

Механизм действия кинезиотейпирования

Функция мышц не ограничивается движением частей тела, они также активно помогают венозному кровообращению и движению лимфы. В отличии от кровеносной системы у лимфатической нет своего сердца — насоса, который бы обеспечивал движение лимфы. Движение лимфатической жидкости полностью зависит от активности скелетных мышц. Именно поэтому нарушение функций мышц создает предпосылки к возникновению ряда других симптомов. Следовательно, необходимо уделять больше внимания восстановлению функций мышцы, чтобы активизировать и ускорить процесс заживления травмы.

С другой стороны если мышца травмирована, то она воспаляется и опухает, а это сжимает и уменьшает пространство между кожей и мышцей. Это приводит к ухудшению оттока лимфатической жидкости, который необходим для выведения продуктов распада поврежденной ткани. Это сжатие также оказывает влияние на болевые рецепторы, находящиеся в дерме, которые, в свою очередь, передают «сигналы дискомфорта» в мозг. Этот тип боли известен как миалгия, или мышечная боль.

Наложение кинезио тейпа

В зависимости от состояния поврежденного участка кинезио тейп можно наложить двумя способами, в нерастянутой или растянутой форме:

1. В первом случае, перед наложением тейпа поврежденная мышца и кожа над ней растягиваются. Это необходимо для растяжения мышц и связок поврежденного участка тела. После наложения нерастянутого кинезио тейпа кожа, мышца и связки сокращаются и возвращаются в исходное положение, что приводит к формированию кожных складок. Таким образом, кожа поднимается над мышцами и связками, что создает дополнительное внутритканевое пространство и облегчает лимфодренаж.
  2. В случае если связки или мышцы травмированы и неспособны к растяжению, используется второй способ наложения — перед наложением на кожу кинезио тейп растягивается. За счет своей эластичности тейп сокращается и формирует складки на коже и в тоже время поддерживает травмированный участок. Таким образом, вне зависимости от способа наложения кинезио тейп поднимает кожу над травмированными мышцами и связками, обеспечивает им поддержку, уменьшает боль и облегчает отток лимфы. Эластичность тейпа создает дополнительное давление, которое стимулирует нервные рецепторы, облегчая боль и усиливая проприорецепцию (функцию сенсорных систем, обеспечивающих информацией относительно позиции, местоположения, ориентации и движения тела и его частей).

Метод кинезиотейпирования получил широкое признание среди терапевтов и спортивных врачей всего мира. В настоящее время кинезио тейпы используются в больницах, поликлиниках, реабилитационных центрах, в профессиональных спортивных командах, в учебных заведениях. Корректирующие техники включают в себя механические, лимфатические, функциональные, фиксационные. Кинезио тейпы могут использоваться вместе с другими видами терапии, например, криотерапией, гидротерапией, массажем и электростимуляцией.

К кинезиотейпированию существуют и противопоказания. В первую очередь это касается пожилых людей с чувствительной, слабой кожей, а также людей с системными заболеваниями кожи и ее травмами. Увеличенная тяга в одном направлении может вызвать на коже образование вздутий, микротравм, синяков или кровоподтеков. Кроме того, в некоторых случаях стимуляция болевых рецепторов кожи может привести к увеличению боли или зуду.

Однако в большинстве случаев и при «стандартных» травмах метод кинезиотейпирования может быть применен спортсменами самостоятельно на основании описания в специальных пособиях по кинезио тейпированию и видео материалов, свободно доступных в Интернете. При специфических травмах перед первым применением метода лучше проконсультироваться со специалистом по кинезио тейпированию, а в дальнейшем, в зависимости от мнения специалиста, возможно и самостоятельное применение.

Важно! К кинезиотейпированию существуют противопоказания. В первую очередь, это касается пожилых людей с чувствительной, слабой кожей, а также людей с системными заболеваниями кожи и ее травмами. Увеличенная тяга в одном направлении может вызвать на коже образование вздутий, микротравм, синяков или кровоподтеков. Кроме того, в некоторых случаях стимуляция болевых рецепторов кожи может привести к увеличению боли или зуду. При наличии аллергии, настоятельно рекомендуем проконсультироваться с врачом перед применением тейпов.